Почему у одних автомобилей бензобак справа, а у других — слева

Никогда не задавались вопросом, почему современные автомобили заправляют на бензоколонках с разных сторон кузова? Чем регламентируется правая или левая компоновка заправочной горловины? Сразу оговоримся, что четких стандартов расположения бака (с правой, левой или даже с тыльной стороны машины) не существует. Однако в расположении таких элементов есть определенная логика, которую мы систематизируем в этом обзоре.

 Фото: iStock

Фото: iStock

Прежде всего, понятно, почему у леворульных машин топливный бак, как правило, располагается на правой боковине. Дело в том, что при правостороннем движении проще подъехать к бензоколонке справа. В этом случае вам будет удобнее выходить из машины и вы меньше рискуете ударить о колонку или ее ограждение водительской дверью. Считается также, что при разнесении водительской двери и топливного бака по разным бортам бензиновые пары проникнут в салон не так быстро, как если бы вы открывали дверь со стороны колонки.

Казалось бы, все европейские машины за исключением британских с их левосторонним движением должны обязательно иметь правое расположение заправочной горловины. И наоборот — модели из Японии и Великобритании с левосторонним движением должны идти в основном с расположением бензобака слева. Ан нет — например, большинство автомобилей Citroen — «левши»: топливный бак расположен не справа, а слева вопреки общеевропейскому тренду. Исключение — разве что Citroen C5 Aircross с правосторонним топливным баком. Японские же модели, как правило, имеют модификации с левым и правым баком, в зависимости от рынка сбыта той или иной модели. Но «японцы», ориентированные изначально на внутренний рынок, в частности Nissan Teana прошлых генераций, имеют бензобак слева.

Многие компании в компоновке топливных баков следуют сложившимся традициям. Так, подавляющее большинство моделей Volkswagen и BMW имеют правый лючок, а практически все современные Kia — левый. В последнем случае такое расположение связано с изначальным ориентированием корейских марок на японский рынок с левосторонним движением. Немцы же объясняют правое расположение топливного бака соображениями безопасности — мол, если возникнет необходимость долить топливо из канистры на трассе, то водитель будет делать это, находясь на обочине, читай — в удалении от трафика.

Американские автопроизводители между тем нередко руководствуются в вопросе размещения топливного бака ничем иным, как удобством для владельцев автомобилей. На большей части американских машинах лючки бензобаков расположены слева (несмотря на левый руль). Как выясняется, так сделано для того, чтобы водители не прилагали излишних усилий — подъехали к колонке, сделали всего пару шагов до заправочного пистолета, и отлично.

Что касается отечественного автопрома, то баки у наших машин наиболее часто размещены на европейский манер — справа, что, кстати, указывает на приоритетный рынок сбыта. Впрочем, были и исключения. Например, у универсалов 2102 и 2104 бак располагался слева, у «Москвича 408», как видно, с оглядкой на ряд американских автомобилей тех времен — сзади, а у моделей УАЗ «Патриот» и УАЗ «Пикап» имелось сразу два бензобака, что объясняется техзаданием военных, радеющих о дублировании и взаимозаменяемости различных систем ради живучести транспортного средства.

В заключение — пара советов для людей, неискушенных в автомобилях. Если вы не знаете, с какой стороны в вашей машине находится топливный бак, а вам нужно срочно определиться, с какой стороны подъезжать к заправке, взгляните на приборную панель. В подавляющем большинстве автомобилей рядом с пиктограммой бензоколонки есть стрелочка, подсказывающая, с какой стороны машины открывается бак. Если же такой индикации на «приборке» нет, просто найдите такую же модель в потоке. В плотном городском трафике сделать это будет проще, чем кажется.

Ever wondered why modern cars refuel at gas stations from different sides of the body? What regulates the right or left layout of the filling neck? Immediately make a reservation that there are no clear standards for the location of the tank (on the right, left or even the back of the machine). However, there is a certain logic in the arrangement of such elements, which we systematize in this review.
 Photo: iStock Photo: iStock Photo: iStock
First of all, it is clear why, for left-hand drive cars, the fuel tank, as a rule, is located on the right sidewall. The fact is that with right-hand traffic it is easier to drive to the gas station on the right. In this case, it will be more convenient for you to get out of the car and you are less likely to hit the column or its barrier with the driver’s door. It is also believed that when the driver’s door and fuel tank are spaced apart on different sides, gasoline fumes do not penetrate the passenger compartment as quickly as if you were opening the door from the column side.

Photo: UAZ Press Service
Motor for the «Russian Prado»: the first details
It would seem that all European cars, with the exception of the British ones, with their left-hand traffic should definitely have the right location of the filling neck. And vice versa — models from Japan and the UK with left-hand traffic should go mainly with the location of the gas tank on the left. But no — for example, most Citroen cars are left-handed: the fuel tank is located not on the right, but on the left, contrary to the pan-European trend. An exception is the Citroen C5 Aircross with a right-handed fuel tank. Japanese models, as a rule, have modifications with left and right tanks, depending on the market for a particular model. But the «Japanese», initially oriented to the domestic market, in particular Nissan Teana of past generations, have a gas tank on the left.

Many companies in the layout of fuel tanks follow established traditions. So, the vast majority of Volkswagen and BMW models have a right hatch, and almost all modern Kia have a left hatch. In the latter case, this arrangement is associated with the initial orientation of Korean brands on the Japanese market with left-hand traffic. The Germans explain the right location of the fuel tank with security considerations — they say, if it becomes necessary to add fuel from the canister on the highway, the driver will do this while on the side of the road, read — away from traffic.

Photo: iStock
Traffic police armed with devices for monitoring the quality of roads
Meanwhile, American automakers are often guided by the issue of placing a fuel tank with nothing more than convenience for car owners. On most American cars, gas tank flaps are located on the left (despite the left-hand drive). As it turns out, this is done so that the drivers do not make unnecessary efforts — they drove up to the column, took only a couple of steps to the refueling gun, and excellent.

As for the domestic auto industry, the tanks of our cars are most often placed in the European manner — on the right, which, by the way, indicates a priority sales market. However, there were exceptions. For example, in the station wagons 2102 and 2104, the tank was located on the left, the Moskvich 408, as you can see, with an eye on a number of American cars of those times, at the rear, and the UAZ Patriot and UAZ Pickup models had two gas tanks at once, which is explained by terms of reference of the military, glad about the duplication and interchangeability of various systems for the survival of the vehicle.

In conclusion — a couple of tips for people inexperienced in cars. If you don’t know which side of your car there is a fuel tank, and you urgently need to decide which side to approach the gas station, take a look at the dashboard. In the vast majority of cars, next to the gas station icon, there is an arrow that tells which side of the car the tank opens. If there is no such indication on the “tidy”, just find the same model in the stream. In dense city traffic, this will be easier than it seems.

источник